Участники Миссионерского съезда Ивановской митрополии, прошедшего в рамках регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» свидетельствуют, что происходящие общественные процессы требуют существенной корректировки миссионерской деятельности на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.
Участники съезда полагают следующее:
- Ответом на вызовы времени является укрепление единства, единодушия и единомыслия среди верных чад Русской Православной Церкви. Основа такого единства — церковная традиция, строгое следование выработанным предшествующими поколениями богослужебным и культурным нормам. Их размывание вносит напряжение в среду православных христиан, противопоставляет поколения как внутри, так и вне храмовой ограды.
- Именно транслируемое вовне единство церковной традиции является главным средством миссии. Основанная на этом миссионерская деятельность призвана привлечь внешних людей в Церковь и воцерковить их, сделав носителями такой традиции. Участники съезда рассматривают практическое воцерковление в качестве главного итога практических усилий пастырей и мирян в деле миссии. Такое воцерковление неразрывно связано с практикой ежедневной молитвы, регулярным посещением богослужений и участием в Таинствах.
- Обращение к молодежи также предполагает ее практическое воцерковление с тем, чтобы в новых поколениях продолжалась церковная традиция, заложенная поколениями предыдущими. Крайне важно не допустить здесь разрыва с общецерковными культурными нормами. Недопустимы попытки ориентации миссионеров на мировоззренческую всеядность, клиповый характер мышления их аудитории. Миссия призвана возрастить человека до церковного состояния, а не размыть церковность.
- Например, вызывает недоумение активное продвижение в информационном пространстве комикса-манги, якобы, на евангельские темы. Подобные изображения находятся вне традиции православной иконографии или любых других культурных традиций народов Российской Федерации. По сути, нам предлагают перевести Благую Весть на язык постмодерна, под предлогом его, якобы, понятности для молодежи.
- Любые предлагаемые миссионерские меры должны иметь четкие экклезиологические основания. С особой осторожностью следует относиться к имеющимся в миссионерском сообществе попыткам решить проблемы понимания богослужения за счет отказа от иконостаса, вынесения жертвенника в основное пространство храма, служению на русском языке и тому подобных инициатив. Как правило они коренятся в представлениях о признании за мирянами некоего особого статуса «лаиков», якобы, делающих Божественную литургию невозможной без их участия. Такие представления не имеют отношения к Православной Традиции и порождены протестантизмом. В классическом виде они выражены у протестантского немецкого автора конца XIX века Рудольфа Зома.
- Особая осторожность необходима при осуществлении миссионерской и пастырской деятельности в сети Интернет. Достаточно широкое распространение получило блогерство священнослужителей. В последнее время появилась тенденция именовать их «интернет-миссионерами». Однако, в данном случае речь идет именно о блогерстве, мало чем отличающемся от светского, основанного на самореализации и, зачастую, монетизации. Имеются примеры разрыва священников-блогеров с Церковью. Считаем, что подобное блогерство должно находиться под самым жестким контролем священноначалия непосредственно на уровне епархий и благочиннических округов.
- После обретения церковной свободы в 1988 году просветительская и миссионерская деятельность активных священнослужителей носила комплексный характер. На приходском уровне она остается такой до настоящего времени. В результате становится трудно дифференцировать между собой миссионерскую, катехизаторскую деятельность, молодежное и социальное служение. Все они направлены на воцерковление людей.
- В качестве примера участники съезда констатируют, что деятельность таких волонтерских объединений, как «Православные добровольцы Ивановской митрополии» и «Православный фронт» в Кинешемской епархии однозначно имеют миссионерских характер. Миссионерской деятельностью является и работа пастырей и мирян не только в светских, но и церковных учебных заведениях. В последнем случае объектом такой миссии становятся невоцерковленные родители. Поэтому считаем важным выработку таких форм организации и отчетности для всех форм просветительско-миссионерской деятельности, которые учитывали бы неразрывное единство практических приходских трудов.
- В настоящее время высказываются предложения по более активному привлечению к миссии мирян. Такой подход требует особой ответственности и пастырского контроля. 64-е правило Пято-Шестого Вселенского собора гласит: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину». Толкуя это правило, известнейший канонист патриарх Феодор Вальсамон писал: «Учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, благодатию Всесвятого Духа дано одним архиереям и тем, кому они поручают… поелику мирянам установлено принимать научение, а не учить; то они и должны более внимать учащим, нежели говорить и соблазнять многих».
- В связи с этим считаем, что в случае создания особых миссионерских объединений с участием мирян, последние должны действовать исключительно под архипастырским и пастырским контролем и по прямому благословению. Полагаем, что любые подобные объединения на благочинническом и приходском уровне должны быть возглавляемы священнослужителями, а миряне не могут иметь равные с клириками права в управлении такими объединениями. С нашей точки зрения в гораздо большей степени мирянская активность применима не в сфере проповеди, а в сфере социального служения, которая также носит миссионерский характер.
- Считаем, что с особой осторожностью нужно относиться к раздаче вне церковного пространства различных листовок со священными изображениями. Следует учитывать психологическое отторжение, которое вызывают у людей любые бесплатные рекламные материалы, которые ими практически тут же выбрасываются.
- Самыми лучшими средствами миссии участники съезда считают постоянно открытый в течении дня храм и присутствие в нем, по возможности, дежурного священнослужителя. Безусловными средствами миссии являются церковное, правильное, неспешное, понятное и благоговейно-истовое чтение и пение в храме, вообще, красота храмового богослужения в целом. Современные люди перегружены всевозможной информацией, а богослужение обращается не только к их разуму, но захватывает полноту личности в целом.
- Участники съезда считают важным продолжить координацию миссионерской деятельности Иваново-Вознесенской, Кинешемской и Шуйской епархий. Одной из таких форм координации может быть возобновление совместных служений клириками трех епархий в полевых храмах в отдаленных селах.