- Цель христианской жизни по слову преподобного Серафима Саровского состоит в стяжании Духа Божия, и это цель жизни всякого христианина, особенно – монаха.
- Следовательно, вся практика духовной жизни должна сводиться к поддержанию или возобновлению, к охранению или к поискам благодатного тепла, питающего духовные силы.
- Неоценимо значение для современности феномена старчества и того влияния, которое старцы, даже посмертно, оказывают на нас.
- По слову старца во всей своей жизни, при совершении любого действия, нужно руководствоваться принципом: «Во славу Божию и по воле Божией и для спасения души своей и ближних».
- Вызовы современности, именуемые глобальными, являются неким закономерным следствием грехопадения Адама в рамках продолжающегося хода истории и выражаются в насаждении в обществе, в сердцах и сознании людей культа страстей, точно определённых святым апостолом Иоанном Богословом, как: «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16).
- Искушение от плоти, по учению святых отцов, побеждается воздержанием и соблюдением уставных правил монашеского общежития.
- Против «похоти очес» следует вооружаться умеренностью и трезвением, извлеченными из опыта монашеской жизни, из нашей православной традиции. Они для «всякого человека, грядущего в мир» упразднят рабство и сохранят его здравие и господство».
- Искушение гордынею в монашестве преодолевается с помощью данного пред Богом обета послушания.
- Должно с величайшей осторожностью подходить к внедрению в монастырях информационных технологий, включая интернет и социальные сети, поскольку для некоторых монахов это может стать серьезным препятствием на пути их духовного совершенствования.
- Когда монах посещает интернет-пространство, даже за послушание, он должен отдавать себе отчет в том, что оказывается в волнах житейского моря, в бушующем мире, который во зле лежит (1 Ин. 5:19).
- Желание идти в монастырь бывает только от Бога.
- Умное делание и непрестанное призывание имени Иисусова есть и помощь от прилогов врага рода человеческого, и основа стяжания добродетелей и залог приобщения к Божеству.